интегральная методика макаренко
Антон Семёнович Макаренко считал, что правильный коллектив способен воспитать ребёнка лучше, чем хороший воспитатель.
ИНтегральное воспитание
Интегральное образование
20-х годов
Методику Макаренко не признавали при жизни, а после смерти возвели в культ. Сейчас она забыта и признана неэффективной. Но, если современные предприниматели прочли бы «Педагогическую поэму», они бы удивились, насколько методика повторяет все современные методы управления, типа Agile, кайдзен, скрам и другие программы, которые применяются в передовых мировых компаниях.
«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации».
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
ИНтегральное воспитание
Работа, коллектив, самоуправление
Суть «методики Макаренко» построена на 3 «китах»: работа, коллектив, самоуправление.
Дети работали. «Дело - формирует личность». Согласно этому принципу дети, сначала занимались натуральным хозяйством, а потом, меньше чем за год! построили свой завод и производили передовую электронику в стране (легендарные фотоаппараты ФЭД и дрели) и вышли на самоокупаемость всей коммуны. Заработанные деньги тратились на собственное содержание, стипендии выпускникам и даже откладывали деньги на жизнь после выхода из коммуны.
Коллектив. Всех учеников воспитывал не воспитатель, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Ядро коллектива - это старшие воспитанники, тоже дети, которые доносили своим детским языком ценности для вновь прибывших. Разновозрастные отряды - особенность воспитания. Старички, воспитывали новеньких, развивая в себе управленческие, лидерские качества. Таким образом к 16-19 годам каждый ученик мог управлять большим коллективом и понимал взаимосвязанность всех людей в коллективе.
Самоуправление достигалось при наличии общих целей и слаженного коллектива. В этом помогали рабочие цели и авторитет старших. Старшим назначался каждый и был им недолгое время, потом менялся. Так все понимали, что однажды им тоже надо будет управлять коллективом для достижения целей. Так воспитанники чувствовали взаимосвязь друг друга для достижения общей цели, чувствуя взаимосвязанность всего коллектива в одной системе.